19 февраля 1919 года еще не доукомплектованное предприятие было национализировано и под названием БТАЗ-1 (Бронетанковый автозавод первый) вошло в объединение "Промбронь". Техническим директором завода стал Карл Оскарович Михель, начальником — Иван Степанович Олейнечук. Завод достроили к концу 1919 года. Он занимался ремонтом грузовиков и бронеавтомобилей. Одновременно было решено наладить на БТАЗ производство легковых автомобилей по конструкции аналогичных "Руссо-Балту С 24—40" XVIII серии.

Первый автомобиль (помимо БТАЗ-1 его назвали "Промбронь-С") собрали 8 октября 1922 года. Его вскоре передали председателю ЦИК СССР М. И. Калинину. По планам второй автомобиль должен был достаться Л. Д. Троцкому, третий — В. И. Ленину. Судя по имеющимся данным, в 1922—1923 гг. на БТАЗ-1 собрали 4 или 5 автомобилей. Два из них участвовали во Всесоюзном пробеге 1923 года. Один из этих автомобилей попал на испытания в НАМИ. Еще один, по некоторым сведениям, все-таки передали Ленину, а три машины позднее переделали в грузовики. В 1924-м планировали собрать 1000 машин. Производство передали на БТАЗ-2, где до 1926 года, по неподтвержденным документами данным, собрали около 20 машин. После этого предприятие окончательно перепрофилировали в авиационное, и автомобилями оно не занималось.
|